ПРИЛОЖЕНИЯ К СТАТЬЕ "ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ"
ПРИЛОЖЕНИЯ (УТОЧНЕНИЯ) К СТАТЬЕ “ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ” ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рабовладельческая греческая философия.
(неоплатонизм)
Рабовладельческая индийская философия.
(Очень неясная хронология подчинена формационной логике.)
Рабовладельческая китайская философия.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Феодальная философия Западной Европы.
Феодальная философия Византии.
Феодальная философия Ближнего Востока.
Феодальная философия Китая.
Предлагается общая Схема историй философии двух формаций на основе соответствующих схем (основной) Статьи… Историческая структура формаций представлена некорректно – переворотами обозначены их стадии революционных переломов и закреплений. Соответствия ячеек таблиц отражают предлагаемые философские соответствия. Именами часто обозначаются школы. Принимаются четыре основные философские линии (табличные столбцы). С первыми переворотами начинаются первые линии, вполне ортодоксальные для формации и философски смелые (материалистические рабовладельческой формации, рационалистические феодализма). На таблицах непосредственно справа соседствуют вторые ортодоксальные линии другого типа, слева – декадентские параллели первым (тоже достаточно материалистические Античности, тоже рационалистические Средних веков). Если краями таблицы состыковать в цилиндры – четвертые линии, самые оппозиционные формационным ортодоксиям, геометрически окажутся противоположными первым, что геометрически отражает их объективные статусы. Но для Античности важны “направления” (софистические, послесофистические) именно на самом СТЫКЕ крайностей – единства противоположностей. Ничего не могу сказать об аналоге им для Средних веков. Сути линий больше выражаются их последними ступенями. Для истории рабовладельческой философии выбраны жесткие “шаги” (для Греции – 75 лет, для Индии – 165, для Китая – 100), с формационной историей связанные приблизительно (по особенностям Индии – см. Статью). История феодальной философии жестко вгоняется в общую стилизованную хронологию формации (см. Статью), сильные отклонения от которой характерны для феодализма Западной Европы. Невыраженные реставрации раннего феодализма на исходах первых феодальных переворотов хронологически только отмечены. Простата схемы заостренна исключением школ, нарушающих (пока?) простоту. Если принять общую правильность Схемы, то полярно либо можно признать все же и неизбежность существенных отклонений от нее, либо надеяться на возможное какое-то включение в нее отклонений несущественных (например, Анаксагор, выделенный в Статье – или поздний иониец, или ранний софист, или полуатомист; и т. д.), размывающих четкость Схемы, но не перечеркивающих ее. Историю буржуазной философии вогнать в Схему (пока?) не получается, но общие моменты со Схемой есть. Для ранних этапов формаций (включая капиталистическую) показательны мировоззренческие опоры на традиции: для рабовладельческой – “азиатской” мифологии (греческая мифология VIII-VII века с. э. и т. д.); для феодальной – рабовладельческой Античности (компиляции ее наследия без подлинного переосмысления по-новому, что делает только схоластика на классическом этапе); для капиталистической – Средних веков (черты схоластики в рационализме, натурфилософский характер естествознания и пр.). Изощренная теология позднего “азиатского” строя, его научные знания подготавливают философию рабовладельческой формации; непоследовательный объективный идеализм позднего рабовладельческого строя во многом предвосхищает философию феодализма; а Возрождение – философию капитализма). Я исхожу из гипотезы о глубоких соответствиях истории философии региональных вариантов одной формации и разных формаций – независимо от правильности или неправильности соответствий предложенных именно мною. И если, например, очень разные учения Сократа, Бхагавадгиты и Мэн-цзы являются действительными аналогами по формационной сути – общее в них отражает эту суть. А с определением их формационной сути можно заниматься объяснением этнических, региональных, эпохальных специфик. Одна из проблем предложенных соответствий… Здесь принято, что кризисная ситуация перехода от зрелого рабовладельческого строя к перезрелому, отразившаяся “кризисом полиса” IV века до н. э. в Греции, кризисом государственности рубежа эр Северной Индии отразилась и возникновением первых канонических школ воинствующего объективного идеализма, соответственно – платонизма, учения Бадараяны. Снятие или смягчение кризиса соответственно с началом эллинистической эпохи Греции и кушанским объединением Индии отразилось откатом самых боевых школ идеализма, понятным с формационных позиций. Платоники перешли в скептическую оборону, учение Бадараяны стушевалось (обозначился скептицизм мадхьямики). При правильности принятых мною соответствий формационной истории и стабилизация Западной Хань (после переходной кризисности IIIвека с. э.) должна бы была вызвать какое-то отступление самой идеалистической, конфуцианской линии и Китая. Но вместо этого – конфуцианская гегемония и деятельность Дун Чжуншу, похожая скорее на создания ”догматических” систем Платона и Бадараяны или Антиоха и йогачариков, нежели на скептическую затравленность или выраженное забвение. Либо как-то неверен мой подход – либо специфика Китая в данном случае вышла (почему?) за общие нормы. Другая проблема – мощное направление в мусульманском мире оппозиционного рационализма (рьяно опирающегося на Античность) времен первого переворота (Авиценна и др.) и предшествующего ему мутазилизма раннего феодализма. Феномен, возможно, объясняется тем, что ислам не имел своей патристики (достаточно рационалистической, “античной”) позднего рабовладельческого строя. Предложенная ОБЩАЯ СХЕМА в целом воспроизводит схемы Статьи – но в деталях имеет отличия. Варианты – неизбежные издержки незавершенного поиска. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Естествознание: поздний этап Аристотель 1590 1444 антиципация Кребс 1610 1464 реакция Региомонтан 1640 1494 революция Леонардо 1648 1502 фиксация Коперник 1660 1514 реставрация Коперник 1688 1542 ранний этап Бруно 1760 1614 антиципация Галилей 1795 1649 реакция картезианство 1815 1669 1 переворот Ньютон 1830 фиксация Лагранж 1841 1826 реставрация Гамильтон 1846 1831 зрелая фаза Фарадей 1870 1855 переход Максвелл 1886 1871 перезрелая ф. Лоренц 1905 1890 антиципация Эйнштейн 1922 1907 реакция Ленард 1940 1925 2 переворот Шредингер 1945 1930 фиксация Дирак 1951 1936 реставрация квантовики 1964 1949 поздний этап неклассика
Философия: поздний этап аверроизм 1590 1444 антиципация пантеизм 1610 1464 реакция Фичино 1640 1494 революция пантеизм 1648 1502 фиксация пантеизм 1660 1514 реставрация Контрреформация 1688 1542 ранний этап пантеизм 1760 1614 антиципация материализм 1795 1649 реакция рационализм 1815 1669 1 переворот Локк 1830 фиксация материализм 1841 1826 реставрация идеализм 1846 1831 зрелая фаза позитивизм 1870 1855 переход переход 1886 1871 перезрелая ф. иррационализм 1905 1890 антиципация неореализм 1922 1907 реакция иррационализм 1940 1925 2 переворот неопозитивизм 1945 1930 фиксация неопозитивизм 1951 1936 реставрация иррационализм 1964 1949 поздний этап неопозитивизм
Искусство и литература: поздний этап Ранний Ренессанс 1590 1444 антиципация Альберти 1610 1464 реакция Боттичелли 1640 1494 революция Микеланджело 1648 1502 фиксация Рафаэль 1660 1514 реставрация маньеризм 1688 1542 ранний этап классицизм 1760 1614 антиципация реализм 1795 1649 реакция барокко 1815 1669 1 переворот сентиментализм 1830 фиксация романтизм 1841 1826 реставрация романтизм 1846 1831 зрелая фаза реализм 1870 1855 переход переход 1886 1871 перезрелая ф. импрес.натур. 1905 1890 антиципация постимпрессионизм 1922 1907 реакция неоклассицизм 1940 1925 2 переворот формализм 1945 1930 фиксация формализм 1951 1936 реставрация неоклассицизм 1964 1949 поздний этап формализм
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Культурные эпохи.
В Статье отмечено, что фактически (ранняя) буржуазная культура (система Коперника, классицизм и пр.) одержала победу только в первой половине XVII века. Примерно тогда же особенно значим революционный нигилизм кальвинистов в отношении прежней культуры, одиозно феодальной во время Контрреформации. И ньютонианство, материалистически акцентированный сенсуализм и т. д. одержали победу почти через век после Ньютона и Локка. Т. е. даже с самых базовых, формационных позиций история культуры в принципе неоднозначна. С тем предложена эпохальная история культуры, от ее формационной основы достаточно опосредственная, в принципе поверхностная, но удобная и достаточно уже общепринятая; потому формационная основа эпохальной истории упрощена (опущены кризисные явления и пр.). Культурные эпохи – стороны более общих эпох. Высокий Ренессанс в широком смысле – это и Великие географические открытия, по значимости (для капитализма в первую очередь) сравнимые с синхронной буржуазной революцией во Флорентийском государстве; и пр.. Или Декаданс – явление не только в искусстве, но и в философии; вообще сторона кризиса либеральной идеологии и наката империалистической (в широком смысле), как отражения перезрелости классического капитализма в ведущих странах. Европейские эпохи задавались, особенно изначально, немногими странами; остальные больше перенимали готовое, не повторяясь самостоятельно.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||